Клуб автолюбителей "Машина машина"

Спасибо, что заходите на наш сайт

Что твроится в автопроме?

В определенный момент, каждый владелец машины Honda, сталкивается с необходимостью ремонта или плановой замены использующихся деталей. И в этот момент проявляет себя проблема, от обилия предложений запасных частей Honda и множества производителей расходников на Хонду. Проанализировав много предложений, владелец машины приходит к выводу, что имеют место быть оригинальные запчасти Honda и неоригинальные, произведённые не на заводах Хонды, однако, тем не менее, не уступающие качеством, а по стоимости значительно экономнее.

Вы заехали на сайт женского автоклуба "Машина машина". В клуб принимаются только женщины автолюбители. Создадим информационный портал для женщин водителей!

Джонатан Куперсмитт
SimpleMedia
http://www.autodix.ru/

Запорожский конёк

Все реже радуют наш глаз маленькие тАЮнародныетАЭ авто, одним своим видом вызывающие улыбку. Автомобили, которые мы любим, несмотря ни на что. А все их многочисленные недостатки со временем превращаются... в достоинства так, как резко выделяют авто из плотной толпы современных, пусть даже очень комфортабельных и быстроходных, но все же, обычных машин.
Они рождались на свет благодаря волевым решениям великих вождей, над ними смеются, о них сочиняют анекдоты. Все же сквозь десятилетия эти машины становятся культовыми. А владеть подобной, некогда очень дешевой техникой становится не только модно, но иногда даже престижно. Если для Запада родным стал тАЬЖуктАЭ, то для нас тАФ тАЬЗапорожецтАЭ. Да-да, тот самый, модели 965-965А, который из-за характерной формы задней части кузова заслужил прозвище тАЬгорбатыйтАЭ. тАЬГорбуноктАЭ, тАЬМыльницатАЭ, тАЬФафиктАЭ, тАЬЗапортАЭ, тАЬЕврейский танктАЭ тАУ как только не обзывали маленького ВлЗапорожцаВ»тАж


Не без плагиата


В начале 50-х годов економика Западной Европы преодолела послевоенную разруху, и все больше людей хотело сесть за руль собственного автомобиля. Однако франков, марок и лир в их карманах было еще не густо. Для таких покупателей множество фирм разворачивает производство маленьких, дешевых и экономичных автомобилей, часто тАУ двухместных, а иногда даже трехколёсных, с мотоциклетными моторами. Мода на малолитражки (не более 600 см. куб.) стала массовой. Так, в 1958 году в ФРН было выпущено 600 тысяч или 39,4% от общего производства легковых автомобилей, во Франции тАУ 290 тысяч (25,2%), в Англии тАУ 290 тысяч (19,3%). И все же по колличеству автомалышей их опередила Италия с показателем в 58%. Америка и вовсе не сильно пострадала от войны, по-этому громосткие 6-метровые автомобили с рабочим объемом мотора 5-6 литров остались актуальными.


А вот простые советские граждане, победившие в этой войне, могли только мечтать о собственных тАЮколесахтАЭ. Два завода, выпускающих легковые автомобили, не могли обеспечить потребностей огромной страны: в 1955 году суммарный выпуск легковых автомобилей составил 108 тысяч против 328 тысяч грузовых. При этом легковушки, выпускаемые Горьковским автозаводом (в то время ГАЗ М20 тАЬПобедатАЭ, а позже тАУ ГАЗ М21 тАЬВолгатАЭ) были практически недоступны для рядового автолюбителя и в своем большинстве уходили в государственные учреждения, такси, личное пользование различных тАЬзаслуженныхтАЭ.


Московский автозавод МЗМА не справлялся с возложенной на него ролью производителя тАЬнародного автомобилятАЭ. И тАЮконюшнютАЭ решили перевести на Запорожский комбайновый завод тАЬКоммунартАЭ. Базой для производства двигателей стал Мелитопольский моторный завод, который с 1925 года выпускал судовые дизели.


В это же время началась разработка будущего дешевого тАЬнародного малышатАЭ. Точнее, по старой советской привычке, конструкторам необходимо было найти образец для копирования. Подавляющее большинство европейских автомобилей этого класса имел заднемоторную компоновку: это и FIAT 500/600, и VW Kafer, и Renault 4CV. С другой стороны появился переднеприводной тАЬгадкий утеноктАЭ Citroen 2CV. Не без учета мнения тогдашнего министра автомобильной промышленности Н.И. Строкина, выбор все же пал на итальянца FIAT 600, разработанного талантливым конструктором Данте Джакозой. Эту точку зрения разделял и знаменитый советский конструктор А.А. Липгарт из НАМИ. Проектирование автомобиля возложили на МЗМА, а главным конструктором стал А.Ф. Андронов.


Кстати, FIAT-600 был впервые продемонстрирован публике в 1955 году на Женевской выставке. К 1960 году было произведено более 950,000 автомобилей FIAT-600, включая удлиненную модификацию "Multipla". Всего же, считая и машины, сделанные по лицензии, было выпущено 4,034,000 автомобилей этой модели.


тАЮА я сказал ВлгорбатыйВ»!..тАЭ


Первый образец авто 1957 года отличался от итальянской машины, формой задней части кузова, иным оформлением передка, усиленной коробкой передач. Треугольная эмблема спереди, выпуклая стреловидная подштамповка на двери, декоративная тАЮгребенкатАЭ перед проемом заднего колеса (позаимствовали у "Москвича-402") и четыре круглых воздухозаборника на заднем крыле, напоминавшие миниатюрные каски пожарников. Кстати, уже на этой стадии машина имела взаимозаменяемые лобовое и заднее стекла тАУ ценная особенность для массовой модели.


Автомобиль получил индекс 444, переднюю подвеску на одной полуэллетической поперечной рессоре, колеса размером 13тАЭ и мотоциклетный двигатель Ирбитского мотозавода МД-65. Однако он не оправдал надежд и было решено спроектировать новый двигатель. Одновременно возникло несколько его вариантов: двухцилиндровый оппозитный мотор типа Citroen 2CV объемом 748 см2, оппозитный четырехцилиндровый типа VW Kafer объемом 752 см2 и V-образный четырехцилиндровый объемом 746 см2. тАЮV-шкатАЭ имела ряд преимуществ в производстве и эксплуатации, по-этому пожже её приняли к серийному производству. Тогда, правда, умалчивалось, о том, что на самом же деле этот двигатель имел отнюдь не гражданское происхождение. Он разрабатывался специалистами Военно-промышленного комплекса для легкой десантируемой амфибии...


В 1958 году МЗМА построил новые образцы с измененными элементами оформления: переднее крыло с более высокой верхней частью, иная форма облицовки. Один из них, окрашенный в цвет слоновой кости, с крышей морковного цвета, экспонировался зимой 1958/59 года на ВДНХ СССР. У этой машины, на эмблеме которой вместо "444" стояло "650", еще сохранились от первого образца передняя подвеска на поперечной рессоре и сдвигающиеся стекла в дверях.


Новый мотор, получивший официальное название "МеМЗ-965", приняли для серийного образца. Однако его размеры оказались несколько больше всех использовавшихся ранее двигателей (сказалась V-образная компоновка), и, чтобы разместить "МеМЗ-965" в старом подкапотном пространстве, пришлось покатый капот заменить на выпуклый. Так "Запорожец" стал "горбатым".


В 1959 году увидели свет новые прототипы будущего "Запорожца". Тогда же конструкторское бюро МЗМА с помощью прибывшей в конце 1958 года бригады инженеров ЗАЗ приступило к выпуску чертежей для подготовки производства. В апреле 1959 года вся техническая документация на модель 965 была передана в Запорожье.


Опытные образцы 1959 года в отличие от ФИАТ-600 имели уже не сдвигающиеся стекла дверей, а опускные, как на большинстве автомобилей. Исчезли стреловидная выдавка на крыле и "гребенка". Задние фонари снабдили катафотами не в средней, а в нижней части. Подфарники установили в отдельных корпусах на крыльях. Позже были изготовлены образцы с измененными передними крыльями и выштамповками на передней панели. У этих машин подфарники остались на передних крыльях, но на передней панели появилась эмблема ЗАЗ и надпись "Запорожець" прямоугольными буквами. Первую партию завод собрал 22 ноября и до конца года выпустил около полутора тысяч "Запорожцев".


Юркий на тАЮколеетАЭ, экономичный в городе


Так начал свою жизнь первый советский микролитражный автомобиль ЗАЗ-965. Наряду с базовой моделью завод строил модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья); а также 965Б с ручным управлением для инвалидов. На базе модели 965А выпускались две разновидности с ручным управлением: 965АБ (1963-1969 гг.) и 965АР (1966-1972 гг.).


"Запорожец-965" с самого начала был хорошо принят потребителем. Следует отметить, что нередко торсионы передней подвески теряли упругость, а в жаркую погоду двигатель перегревался. Но, несмотря на эти "детские болезни", микролитражка сразу же показала себя с наилучшей стороны в сельской местности и районах с плохими дорогами.


Хорошей проходимостью ЗАЗ-965 обязан гладкому днищу, независимой подвеске всех колес, достаточной загрузке (60% общей массы) ведущих колес. В особо тяжелых случаях, когда автомобиль оказывался не в состоянии сам выбраться из грязи, его экипаж при известном старании всегда мог высвободить из плена весящую лишь 665 кг машину.


И еще одна особенность ЗАЗ-965 создала ему репутацию машины, удобной для грунтовых и проселочных дорог. По дорогам с глубокими колеями, оставленными грузовыми машинами, легковому автомобилю, даже ГАЗ-69, очень тяжело идти. Между колеями грузовик ГАЗ-51, например, оставляет твердую полосу дороги шириной около 1150-1200 мм. Все легковые машины, чтобы "не сесть на дифференциал", должны колесами одной стороны идти по этому "горбу", а колесами другой - следовать по колее. Только ЗАЗ-965 при аккуратном вождении удавалось проехать по пространству между глубокими колеями.


Горожане быстро оценили в "Запорожце" его маневренность, хорошую экономичность, высокую прочность кузова. Последнему качеству способствовало наличие только двух дверей, проемы которых не так ослабляли боковину, как на машинах с четырехдверными кузовами. И конечно, двигатель с отдельными цилиндрами, сравнительно легкий и простой в демонтаже, всегда удавалось быстро и без труда снять, отремонтировать своими силами "на кухне" и без больших потерь времени поставить на место.


Девять лет выпускалась эта машина. Последний "горбатый" покинул заводской конвейер в мае 1969 года. Это был автомобиль под номером 322106. И сегодня она еще часто встречается на дорогах, а многие ее владельцы считают свой ЗАЗ-965 знаменитым автомобилем.


Погоня за лучшим... тАЮЗапорожцемтАЭ


Пословица тАЬлучшее - враг хорошеготАЭ очень метко характеризует причины любой модернизации. Трудно найти конструкцию, которая бы в последствии не улучшалась. Многое подсказывает опыт эксплуатации, появляются новые материалы, а главное, непрерывно работает конструкторская мысль. Эта участь всех машин, не миновала и нашего тАЬЗапорожцатАЭ.


С апреля 1962 года в головках последующих выпусков был изменен угол наклона свечи (с 50 до 70 градусов), что улучшило пусковые свойства двигателя и повысило надежность свечей. Канавка к маслоналивному отверстию в головке выполнена наклонно. В марте 1962 года на балансирном валу изменены посадочные размеры и введен упор, что предотвращает перекос противовеса.


С июля 1962 года претерпел изменения ведомый вал сцепления, у которого число шлицев увеличено с четырех до шести, а высота их стала больше на 0,5 мм. Это повысило надежность шлицевого соединения ведущего вала коробки передач с валом сцепления и с шестерней четвертой передачи.


Уже в октябре 1962 года, модель претерпела небольшую модернизацию. Изменения коснулись внешности автомобиля тАУ немного тАЮподростАЭ кузов. Рабочий объем двигателя увеличился с 746 до 887 куб. см, соответственно с 23 до 27 л.с. (при 4000 об./мин) возросла и мощность. При модернизации изменились не только размеры, но и конструкция цилиндров, поршневых колец, головок цилиндров (конструкция оребрения). Максимальная скорость составила 90 км/ч, а расход топлива тАУ 5,5 литров на 100 км. Установка на автомобиль модернизированного силового агрегата заставила конструкторов изменить и систему выпуска газов, а также заменить два глушителя одним.


Повышение мощности двигателя позволило уменьшить передаточное число главной передачи с 5,12 до 4,63 (апрель 1963 года). Благодаря этому сократилось число оборотов двигателя, приходящееся на километр пути (и при максимальной скорости), что увеличивает срок службы двигателя и уменьшает расход топлива. Ведущая шестерня главной передачи сохранила 8 зубьев, у ведомой вместо 41 зуба стало тАУ 37. А в мае этого же года для повышения надежности работы шестерен коробки передач завод изменил передаточные числа первой передачи с 3,83 на 3,73, а заднего хода тАФ с 4,79 на 4,76. Теперь шестерня привода первой передачи, изготовленная заодно с ведущим валом, имеет 11 зубьев, а не 12 как раньше; шестерня первой передачи и заднего хода тАФ 41 зуб вместо 46. Соответственно число зубьев в блоке промежуточных шестерен заднего хода стало 18 и 23 вместо 20 и 25.


При модернизации конструкторы позаботились и о системе терморегулирования, чтобы автоматически поддерживалось оптимальное тепловое состояние двигателя. Для регулирования теплового состояния двигателя служат заслонка и термостат, которые установлены в раструбе крышки моторного отсека. А для улучшения охлаждения двигателя была разработана новая конструкция облицовки воздухопритока, кожухов воздухопритока и брызговика двигателя, а также смещены со своего прежнего места отопительная установка и другие узлы.


В декабре 1963 года для повышения надежности усилены рычаги передней подвески; соответственно с увеличением сечения рычагов изменены и диаметры сопрягаемых с ними полиамидных втулок. К сожалению, новые рычаги с полиамидными втулками не взаимозаменяемы с ранее выпущенными. Перед установкой их в трубы передней подвески можно расточить внутренний диаметр труб под наружный диаметр новых втулок.


В сентя6ре 1963 года на смену механическому приводу включения стартера пришел стартер с электромагнитным пуском.


Улучшая комфортабельность автомобиля, завод с июля 1964 года начал устанавливать передние сиденья с шарнирными спинками, удобными для автотуристов; откинутая назад спинка превращается в спальное место. Кроме того, водитель может установить ее в самое удобное для се6я положение. Новые спинки взаимозаменяемы со старыми.


С того же времени на приборном щитке появилась полезная новинка. Вместо контрольной лампы - индикатора температуры масла, которая загоралась при 105тАФградусах, установлен датчик с указателем, фиксирующим температуры 40, 80, 100 и 120 градусов.


С января 1965 года "3апорожецм оборудуется тормозами с автоматической регулировкой зазоров между колодкой и барабаном.


тАЮГорбатый-2тАЭ тАУ скоро на дорогах


тАЮСтоит на светофоре новый, сверкающий хромом и никелем, поблескивая тонированными стеклами и мягко и мощно рокоча могучим мотором, скрывая в своих недрах пассажиров, наслаждающихся прохладой от работающего кондиционера, утопающих в обтянутых мягкой белой кожей диванах и потягивающих охлажденные в баре-холодильнике колу и пиво и слушающих музыку, льющуюся из колонок стереосистемы, Запорожец. И тут ему в зад врезается старый, битый, ржавый, 600-ый Мерс...тАЭ


Как ни странно сюжет этого анекдота вполне реалентАж в будущем. Запорожский автозавод готовит наследника легендарного тАЮгорбатоготАЭ. Макет автомобиля, в котором просматриваются очертания отечественной малолитражки, уже почти готов. Правда, пока остается загадкой, на какой платфоме будет тАЮбегатьтАЭ автомобиль тАУ то ли это будет новая украинская тАЮТавриятАЭ, то ли новый украино-корейский Daewoo.


Volkswagen и BMW, как известно, возобновили выпуск своих легендарных моделей Beetle и Mini Cooper. Наверное это и послужило примером украинским коллегам. По крайней мере на фотографиях, которые появились в Интернете силуэт компактного трехдверного авто, довольно приближены к приметам тАЭгорбатоготАЭ. Лицо малолитражки украшают такие же круглые фары.


Информация о новом детище Запорожского автозавода ограничена. Известно только, что новый тАЮгорбатыйтАЭ из особо малого класса перейдет гораздо выше тАУ его предполагаемая ниша находится между B и С классом. То есть машина будет конкурировать с такими автомобилями, как Skoda Fabia, Renault Symbol, Ford Fiesta и их аналогами. Кстати, сюда же относится и вазовская тАЮКалинатАЭ.


О том, какая будет начинка машины, тоже ничего не известно. Правда, есть предположения, что кроме Таврии и Daewoo, возможен еще и третий вариант. тАУ Не исключено, что речь идет о разрабатываемой украинцами совместно с зарубежными партнерами особой платформы для восточноевропейского рынка (вроде той, что собирается предложить россиянам Renault). Одним словом, говорить о тАЮгорбатом-2тАЭ еще рано. И даже на главный вопрос тАУ будет ли это римейк малолитражки типа New Beetle или же замена тАЭТавриитАЭ тАУ окончательного ответа нет.

Машина машина
Hosted by uCoz